Форма входу

Категорії розділу

Dissertations / Дисертації-доповіді [42]
Dissertations on public certification / Дисертація-доповідь по виконаним та друкованим роботам на правах препринту доповіді
Responses and reviews of dissertations / Відгуки та рецензії на дисертації [13]
Responses and reviews of dissertations / Відгуки офіційних рецензентів, рішення наукових семінарів, відгуки фахівців

Пошук

Наше опитування

Оцените мой сайт
Всього відповідей: 29

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Друзі сайту





Середа, 19.12.2018, 17:25
Вітаю Вас Гість | RSS
ІНСТИТУТ ЕКОНОМІКО-СОЦІОКУЛЬТУРНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ
Головна | Реєстрація | Вхід
Dissertations / Каталог статей


Головна » Статті » Dissertations / Дисертації-доповіді

ТАК ВИДЕЛОСЬ БУДУЩЕЕ ДОНБАССА в 1994 г.- Еврорегион - путь предотращения экологической катастрофы /аспирантка Федьчук А.И.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

«Создание транспограничных региональных

объединений в Приазовье как путь предотвращения

экологической катастрофы.»

Выполнил: аспирантка

Федьчук А.И.

Проверил: профессор,д-р экон. наук

Васильев А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ОБОСНОВАНИЕ  НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРИАЗОВСКОГО

ЕВРОРЕГИОНА

  1. СУЩНОСТЬ ПРИАЗОВСКОГО ЕВРОРЕГИОНА
  2. РОЛЬ МАРИУПОЛЯ В СТРУКТУРЕ ЕВРОРЕГИОНА
  3. ЭКОЛОГИЯ - ОСНОВНОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОРЕГИОНА
  4. ОБОПЩЕННЯ КОНЦЕПЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ЗАТРАТЫ-ВЫИГРЫШ ПРИ ОЦЕНКЕ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
  5. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВО НА ТОРГОВЛЮ ВЫБРОСАМИ

КАК ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВЕДЕНИЕ

            В связи о бурным развитием промышленности возникла проблема охраны окружающей человека природной среды от загрязнения промышленными выбросами, представляющего существенную угрозу для здоровья людей. Такие глобальные изменения, в биосфере (среде жизни человека), как накопление углекислого газа в атмосфере, повышение фона радиации, резкое сокращение зеленого покрова земного шара и др., могут нарушить экологическое равновесие или даже прервать нормальный ход планетарных процессов и вызвать опасность для самого существования жизни на Земле.

              Ученые Украины продолжают предупреждать, что в ближайшие годы проблемы экологии затмят все другие.

             По данным на 1994 год ежегодно в воздушное пространство Украины поступало 20 млн. тонн промышленных  выбросов, а в реки и водоемы попадало около 1 млрд. кубометров вредных стоков. В твердом состоянии на поверхности промышленных регионов и на дне водоемов оседало примерно 1,5 млрд. тонн отходов. В этой статистике отдельно стоит упомянуть химически вредные поступления. Так 114 тыс. больших и малых предприятий за год выбрасывают, в атмосферу 10 млн. тонн различных химикатов, дополнительно к этому около 6,5 млн. тонн составляют транспортные выбросы. В пересчете на душу населения получается около 300 кг вредных веществ в год.

               Донецко-Приднепровский район является самым экологически неблагополучным в СНГ. .

             Основываясь на низком уровне экологической защиты вредных производств Мариуполя, независимые специалисты из Киева и Москвы еще в 1990 г. предсказали, что  в случае не осуществления комплексной программы по охране окружающей среды, город в 2005-2010 г. ждут необратимые отрицательные изменения. Уже сейчас в Мариуполе и других промышленно насыщенных городах отмечается по сравнению с сельскохозяйственными районами Украины резкий рост онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, в результате загрязнения промышленными отходами питьевых водоемов повысился процент почечных и кожных заболеваний.

              Интенсивность пылегазовых выбросов в первую очередь определяется качеством сырья и материалов, а также условиями соблюдения техпроцессов. А техпроцессы, как известно, в нашей металлургии нарушаются довольно часто, особенно в кризисный  период - из-за перебоев с поставками сырья, электроэнергии и др. причинам. Экономическая остановка в стране настолько ухудшилась что даже мощные промышленные предприятия едва способны в условиях кризиса и неплатежей  поддерживать в нормальном состоянии существующее старое экозащитное оборудование. О том, чтобы перейти на технологию замкнутого,безотходного производства не может быть и речи.

          В нарождающихся рыночных условиях при неразберихе в законодательстве, при отсутствии со стороны государства должного контроля за правильностью эксплуатации природных запасов, при стремлении выжить в кризисе, любым путем промышленные предприятия действуют с постоянным нарушением экологических норм. Правда, в условиях рынка и хозяйственной самостоятельности им накладно, платить повышенные штрафы, но все же это оказывается выгоднее, чем закупать и устанавливать на производстве дорогое экозащитное оборудование.

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРИАЗОВСКОГО ЕВРОРЕГИОНА .

        Все мы жителя одной Земли, и следовательно, независимо от развития экономики наших регионов, мы оказываемся связанными узами единой экосистемы, в которой протекает  наша жизнь. Все элементы периодической системы, которые человек использует в процессе своей деятельности, находятся в постоянном кругообороте, не зная границ государств и административных районов. Глобальная взаимосвязь процессов, явлений, последствий эксплуатации природной среды сегодня уже  не требует доказательств. Любой совместно используемый фонд требует выработку общих правил, обязательных для участников. Жители региона должны  объединиться вокруг общей идеи или лицом опасности. Для жителей "экологического" региона общей целью будет являться сохранение устойчивого, равновесного состояние экосистемы, а общей опасностью - опасность потерять такое состояние.

          Экологически вредные процессы в Украине носят замкнутый характер, а оказывают значительное влияние на территорию сопредельных государств, в том числе на Россию. В свою очередь неблагоприятная экологическая обстановка этих стран влияет украинские территории. Процессы эти взаимосвязаны и на признают государственных границ и таможен.

         Проблема водных ресурсов не только остро стоит для Украины к России - эта проблема едина, поскольку у нас масса рек протекаем через территорий обеих государств. Стало быть мы своими промышленными отходами загрязняем друг друга (см. таб. 1).

          Статус Азовского моря – внутренне море двух государств России и Украины.

Таблица 1

Баланс потенциальных взаимоплатежей за сверхнормативные загрязнения водостоков, пересекающих границу Украины и России

 

Загрязняющие вещества

Масса сверхнормативных трансграничных загрязнений ,тонн/год

Из России в Украину

Из Украины в Россию

  1. Взвешенные вещества
  2. Сульфаты
  3. Хлориды
  4. Кальций
  5. Магний
  6. Натрий
  7. ВПК
  8. Нефтепродукты
  9. Фенолы
  10. СПАВ
  11. ДДЕ
  12. ДДТ
  13. Азот амминийный
  14. Азот нитратный
  15. Фосфаты
  16. Железо

31059

43

515

0

3129

430

2229

324

12

21

10

14

128

11

575

92

82272

3382

1484

1558

7806

13141

526

1811

11

7

0

0

668

231

727

453

 

        Наибольшая длина Азовского моря по северному берегу – 380 км, площадь - 39000 кв. км. Водный баланс поддерживается за счет стока пресноводных рек - в основном Дона и Кубани, которые ежегодно вливали в море 1/6 его объема. В настоящее время повышение солености моря и гибель пресноводных видов рыб вызвана значительным сокращением пресноводного стока: все больше воды из Дона и Кубани, разбирается на сельскохозяйственные и промышленные нужды. В прошлые десятилетия избыток пресной воды; стекал по Керченскому проливу в Черное море, причем эта масса воды превосходила массу солёного течения из Черного моря в Азовское.Таким образом , ценные полупресноводные виды рыб существовали довольно благополучно. Теперь с каждым годом водный баланс все больше откланяется в сторону, роста солености. В результате резко сокращаются рыбные запасы, присущие только нашему морю, а взамен увеличивается количество представителей  соленой среды. Обстановка ухудшается сбрасыванием в прибрежные воды отходов химического и металлургического производства, пестицидов,смываемых с полей Приазовья и  Прикубанья. В море  помимо пестицидов были обнаружены вблизи промышленных центров соединения ртути, меди, хрома, цинка, нитратов, бензоперен, фенантран и других ядовитых соединений.

       Ясно, что с одного бока моря не спасти, поскольку рециркуляция воды неминуемо принесет нам пестициды с побережья Краснодарского края, химикаты из Таганрога и Ростова-на-Дону. О проблемах реанимации Азовского моря от России и Украины говорили одни экологи и океанологи, до решения вопроса на совместном правительственном уровне дела не доходило.

       Судьба Азовского моря не безразлична и странам Средиземноморья, поскольку через проливы оно имеет выход в Средиземное море. Туда  же попадают все вредные стоки промышленных предприятий и совхозов с украинских и российских берегов.

       Кроме этого существует еще один аспект. В городе Таганроге предполагаются большие работы по расширению морского порта. А нужно ли Азовскому морю два мощных порта? Выдержит ли оно? С их развитием резко увеличится грузопоток по морю, и, соответственно, через городские магистрали. Так по подсчетам, если ожидаемая интенсификация грузопотоков через морские порты может составить 300-500 %  техногенная нагрузка может достичь 50-кратного увеличения. Мариупольский же порт не загружен. К тому же строительство нового порта связано со значительными затратами для России. Возможно, лучше учесть опыт Чехословакии, арендующей причалы у Германии и Польши.

       Для решения проблем экологии Азовского моря в  качестве первого шага к интеграции экономики России и Украины необходимо рассмотреть вопрос о создании Азовского Еврорегиона, в который должны войти акватория Азовского моря и прибрежные районы. В концепции непосредственно указана перспектива создания пограничных районов открытой экономики на стыке Украины и России, в том числе, в треугольнике Донецк - Мариуполь - Ростов-на-Дону.

2. СУЩНОСТЬ ПРИАЗОВСКОГО ЕВРОРЕГИОНА.

       Образование межгосударственных территориальных образований между Францией и Испанией,  Австрией и Италией побудили Украину создать Карпатский Еврорегион и Еврорегион "Буг".  В Закарпатье же социально-экологические проблемы стоят менее остро, чем в Донбассе. Предполагается, что Азовский регион будет создан на основе Донецкой, Ростовской, Запорожской, Херсоновской областей, Краснодарского края и  Республики Крым. Основной критерий выделения региона – общность народнохозяйственных задач, основанная на совокупности используемых или намечаемых к эксплуатации природных ресурсов, исторически сложившейся структуре хозяйственной деятельности. Выделение региона имеет важное значение для решения проблемы рационального, экономного использования природных ресурсов и всесторонней охраны окружающей среды. Управлять Азовским регионом предполагается по аналогии со схемой управления ЕС, создать совет глав краевых и областных администраций Украины и России. Трудно переоценить значение этого объединения для спасения от развала угледобывающей промышленности . Ведь при этом снимаются таможенные ограничения на поставку оборудования кардинально решаются проблемы судоходства на Азовском море и т.д. Поэтому ведущие ученые России 30 ноября 1995 год единодушно поддержали концепцию создания Азовского региона. А 1 декабря  этого же года она была рассмотрена и  поддержана президиумом Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России, которые рекомендовали Госдуме рассмотреть этот вопрос и выделить финансы на разработку технике-экономического обоснования создания Азовского региона.

      Государственная комиссия Госдумы информировала об этом Верховный Совет Украины. Все это позволит в кратчайшие сроки создать Азовский регион и благоприятный инвестиционный климат для всего Приазовья.

3. РОЛЬ МАРИУПОЛЯ В СТРУКТУРЕ ЕВРОРЕГИОНА.

       Донецкая область, учитывая ее промышленный потенциал, будет иметь самый большой вес в  Еврорегионе. Мариуполь будет также занимать на последнее место : выгодное географическое положение на берегу Азовского моря в зоне умеренного климата; наличие разветвленной транспортной сети; наличие аэропорта 1-го класса, крупного современного морского порта, АМП; мощный производственный потенциал (первый в Донецкой области  по объему производимой продукции); большая численность населения и наличие значительного количества квалифицированных рабочих и специалистов различных отраслей народного хозяйства. Значительные запасы отходов производства и бытовых, а также вторичного сырья позволят производить относительно недорогую продукцию. Но в условиях замкнутости экономики, разрыва традиционных связей, ухудшения экономического и экологического положений В Мариуполе наиболее остро проявляются социальные проблемы, особенно безработица.

      Так что неудивительно, что именно он выбран полигоном для обработки  радикальных экономических моделей на базовом административном уровне в конкретных социально-экономических условиях  реструктуризации и реконструкции промышленности региона. Геополитические положение Мариуполя как крупного промышленного центра определяет дальнейшую направленность развития. Необходимо отметить, что Мариуполь находиться в маргинальной зоне западно-европейской, славянской и мусульманской цивилизации. Будущее Мариуполя будет определяться реализацией его транзитных и маргинально-пограничных  функций между различными этно- культурными регионами. В этом процессе Приазовский Еврорегион, а также СЭЗ «Азовье» будут созданы на одном из главных направлений торговых, промышленных, информационных коммуникаций с учетом региональных, культурно-региональных и культурно-исторических традиций.

4. ЭКОЛОГИЯ - ОСНОВНОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОРЕГЙОНА.

      Учитывая стратегическое значение Донецкой области Украины и Ростовской области России в развитии социально-экономической и политической стабильности наших стран, а также глобальные последствия  углубляющегося в регионе социально-экологического кризиса, представляется актуальным формирования качественно-новой политики внешнеэкономических связей с экологической направленностью. Ее важнейшим приоритетом должна стать нацеленность на экологическое оздоровление региона на основе максимального сохранения и оздоровления природных ресурсов,  в т.ч.  уникальных экосистем; активное участие в  программах международного сотрудничества и научных проектах по спасению Азовского моря.

       В ближайшее время в Еврорегионе недопустимо строить новый предприятия, в выбросах которых присутствует NO2. Принципиальное достижение ПДК по данному вредному веществу возможно в определенных зонах при условии ликвидации существующих котельных в этих зонах и переход на централизованное теплоснабжение.

     Строительство новых объектов, в выбросах  которых могут содержаться взвешенные вещества возможно при одновременном, более прогрессивном снижении аналогичных вредных выбросов существующими предприятиями (принцип сверх-компенсации). Исходя из существующей структуры и объема вредных выбросов, возможно развитие предприятий  приборостроения, электроники, легкой и пищевой промышленности и др. относительно экологически  чистых производств. Вместе с  тем по  указанным причинам нежелательно размещение в данном регионе предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности  и машиностроения.  Современная техногенная нагрузка на природную среду  региона, по значительному числу показателей существенно сходит их экологическую емкость или способность к ассимиляции вредных воздействий. По ряду  показателей ситуация приближается к "красной" черте. Строительство новых предприятий крайне нежелательно. И в то же время, это ограничение  может быть снято при внедрении в регионе экополитики, включающей следующие два положения:

1) Должен декрететироваться безусловный приоритет, развития предпринимательской деятельности, не оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (менеджерской и брокерской, деятельности, банковского и гостиничного дела, медицины и др.)

2)       Существует ошибочное мнение, что в регионах, подобных Приазовью, экологические проблемы еще можно решить еще с помощью строительства новых очистных сооружений. Объективно подобные сооружения необходимы, но, как показывают исследования, радикальное оздоровление природы в таких  регионах возможно только при изменении их экономической структуры.

      В нормативной базе, регулирующей предпринемательскую деятельность в Еврорегионе обязательно должны быть отражены аспекты, регулирующие эколого-экономические взаимоотношения в регионе, он должен содержать положение о независимой экологической экспертизе субъектов хозяйственной деятельности, об обязательных платежах за загрязнение окружающей среды и декларация об освобождении от налогов на производства экологически чистой продукции, производимой в Еврорегионе. Причем с учетом не загрязняющих технологий. Экологические аспект в нормативной базе должен быть таким же весомым, как экономическая и социальная его значимость. В конце марта 1995 года впервые в бюджете области была утверждена экологическая статья расходов. Даже при строгом распределении средств на оздоровление окружающей среды в области хватит лишь на малые программы. Все опять упирается в вопрос финансирования.

       Опять замкнутый круг приводит нас к поиску зарубежных инвесторов для оздоровления окружающей среды. Взаимовыгодными такие контакты могут быть только при условии, если инвесторы будут иметь свою долю прибыли от экономической деятельности тех предприятий, где попутно с развитием производства они помогут осуществлять и экологические мероприятия.  Трудности - в отсутствии современного оборудования и недостатке необходимых средств. В последнее время со стороны западных деловых кругов значительно увеличился интерес ко вторичному сырью, в том числе на базе переработки металла (запасы вторсырья в Мариуполе значительны). В сложившейсяситуации необходимо оценить реальные мощности по переработке вторсырья (их в городе явно недостает) и привлечь инвесторов с учетом взаимной экономической выгоды.  Итак, на  современном уровне развития научных знаний вопрос сохранности окружающей среды от промышленных  загрязнений предусматривает четыре основные момента:

    1. Переход к принципиально новой  безотходной или малоотходной технологии, базирующейся на комплексном использовании сырья. По мнению специалистов, безотходная технология является единственно радикальным путем сохранения рационального использования природных ресурсов. В перспективе эта технология найдет широкое применение, но уже сейчас имеются единичные примеры подобных производств.

    2. Предварительная очистка (обогащение) сырья замена одних видов сырья другими, с меньшим содержанием вредных примесей. Эти мероприятия используются во многих технологических процессах, особенно в энергетике.

   3.Рассредоточение крупных промышленных комплексов, размещение производств с учетом задачи охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

    4. Разработка системы управления выбросами промышленных предприятий. Указанная задача сводится к разработке действенной системы правового стимулирования, к соблюдению законов об охране окружающей среды.

      Одним из принципов, определяющих условие равновесия природной среды, называется принципом "экологических порогов". Основная задача равновесного природопользования состоит в том, чтобы нагрузка на природную среду была близка к гипотетическому пределу самовосстановления природы. При этом будет достигнута оптимальная, то есть наиболее устойчивая и экономически эффективная скорость развития экономики. По всей вероятности, нормативы нагрузок по уровню их последствий могут делиться на следующие группы:

                                                                     - глобальные (например, объем поступления тепла);

                                                                    - национальные ( поступление вредных веществ в атмосферу, почву воду);

                                                                    - локальные (поступление в данный водоем вредных веществ).

           В регионе нужно контролировать соблюдение третьих, а частично - вторых нормативы. Принципом, который обеспечивает производительным силам способность сохранять окружающую среду, можно назвать принцип "природопользования и природовоспроизводства". В производстве каждое звено должно выступать одновременно и как потребление, и как социально-экологическое воспроизводство. Этого можно достичь лишь в результате коренного изменения технологии, которое должно  пройти два этапа. На первом (который происходит сейчас) должен осуществляться переход к малоотходным технологиям, на втором от технологий, эксплуатирующих природу к технологиям,взаимодействующим с природой. В основу формирования производственных отношений должен быть положен принцип "единства экономических и экологических интересов". Суть этого принципа в том, чтобы в систему товарно-денежных отношений наравне с традиционными экономическими показателями были включены экономические оценки, характеризующие издержки общества, связанные с использованием, природных ресурсов и воздействием на компоненты природы. Только в том случае, если экономические интересы работающего, каждого предприятия, каждой страны будут тесно увязаны с результатами их экологической деятельности, создадутся экономические предпосылки объединения в рамках единой технологии, процессов природопользования и природовоспроизводства. Нужные в целом процессы экологизации производства могут принести положительные результаты, только если будут осуществляться в условиях стремления регионов и предприятий к экономическому развитию. А это, в свою очередь, требует, чтобы  существовала реальная зависимость социально-экономических  показателей уровня жизни людей от результатов их деятельности и постоянно воспроизводились потребности повышения уровня жизни. Не уравновешанные данными явлениями, односторонние процессы эекологизации - когда люди борются за ликвидацию производств, не заботясь о том, чем их заменить, как экологически вредное сделать экологически совершенным - могут развить иждивенческие тенденции, вести к экономическому застою и, в конечном счете, снижать жизненный уровень людей и заводить в тупик истинное решение экологических проблем.

5. ОБОБЩЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ЗАТРАТЫ-ВЫИГРЫШ ОЦЕНКЕ ПРИ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА.

      В настоящем разделе рассматривается общая схема установления стандартов качества атмосферного воздуха, которые включают ограничения на загрязняющие вещества, допустимые уровни для данного времени осреднения  и процедуры дли их достижения. В простейших обозначениях существующую величину будущих затрат (выигрыш) можно качественно определить в виде:

            

        где Вп - денежный эквивалент ожидаемого выигрыша в текущем году (n=1) и в последующие годы вплоть до N лет; Cn - связанные с этим (общие) затраты на тот же самый период (Со – величина первоначального капиталовложения); r - соответствующая учетная ставка. Термины "выигрыш" и "затраты" в том смысле, в котором они употребляются в этой главе, относят к понятию "выигрыша" то, что получает общество от уменьшения уровня атмосферного загрязнения и поддержания приемлемого низкого уровня, а понятие "затраты" - те расходы, которые несут владельцы предприятий с источниками выброса вредных веществ, применяя  подавление выбросов.

     

Рис. 1. Затраты в совокуплении с экономическим эффектом подавления загрязнения

        Как следует из схемы рис.1 , а также уравнений (1) и (2) обе величины (затраты и выигрыш) будут расти по мере того, как стандарты качества атмосферного воздуха будут ужесточаться, а время для их достижения будет сокращаться. Исходя из принципа экономической эффективности, для стандарта качества атмосферного воздуха могла бы быть выбрана точка А, где предельное увеличение экономической эффективности равно предельному увеличению затрат, т.е. точка, где максимализируется величина разницы В-С. На практике кривые рис. 1 (особенно кривая экономического эффекта) наилучшим образом могут быть охарактеризованы широкой полосой значений, отражающую некоторую неопределенность, присущую реальным условиям. Таким образом, выбирают ситуацию, когда С=В (точка А рис .1).

  1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВО НА ТОРГОВЛЮ ВЫБРОСАМИ КАК ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

       В России, Украине  и ряде других стран СНГ введены системы платеже которыми предусмотрена плата предприятиями за пользование природными ресурсами и возмещение экономического ущерба нарушение природной среды. Во многих странах (Япония, Франция, США и др.) получили широкое распространение экономические методы управления качеством природной среды. К числу их относятся принцип "загрязнитель - платит" (система платежей за загрязнение); повышение цен на экологически чистую сельхозпродукцию; льготная система кредитования продукции, связанной с воспроизводством природной среды; льготная система налогообложения на очистную технологию; штрафные санкции для нарушителей экологических стандартов; "продажа" квот на загрязнение среды одного предприятия - другому т.д. Во многих развитых экологическая экспертиза проектов является обязательной процедурой предоставления местной администрацией права освоение территории.

      Загрязнение окружающей среды - нежелательный побочный эффект производственной деятельности, а иногда и потребления. Более того, в природе существует четкий предел общего объема загрязнения и общество может  и должно его учитывать. Таким образом, загрязнение, или более точно, разрешение загрязнять окружающую среду должно рассматриваться как один из экономических ресурсов или товаров. Это означает, что на такой товар можно назначить справедливую цену. С точки зрения практического подхода к  решению данной проблемы вопрос будет звучать так:  как определить эту цену и как заставить участников производственной деятельности ее платить? Если мы будем исходить из того, что мы все, как организованное.общество, являемся совладельцами чистой окружающей среды, то правительство будет принимать решение о способе продажи "права на загрязнение". Многим, конечно покажется безнравственной мысль о том, что можно будет загрязнять окружающую среду лишь заплатив за это. Но при более близком рассмотрении , вопроса, может быть, они поймут, что желание жить в совершенно чистой среде - это утопия, совершенно обойтись без ее загрязнения нельзя. Никому еще не удавалось использовать энергию, не производят при этом никаких побочных эффектов.

       Чем спорить о том, нужно ли вообще запретить загрязнить окружающую среду или разрешить это делать всем, лучше задать вопрос: до какого уровня и в каком обществе можно это допустить? Таким образом, речь идет о 0% или 100%, а какой-то цифре между ними.

         Назначить цену на загрязнение возможно двумя способами:

  1. Обложить налогами предприятия, загрязняющие окружающую среду, пропорционально количеству вредных выбросов.
  2. Определить допустимый объем всего загрязнения и создать рынок для выпуска и продажи прав на вредные выбросы.

      Никакие обсуждения альтернативных способов защита воздушного бассейна не могут полными без анализа использования налогообложения кА средство для достижения стандартов самого эффективного в отношении затрат. Этот принцип в его обновленной форме был предложен, как считают, английским экономистом А.С Пигу, который указал на тяжелые невосполнимые потери для общества, вследствие повреждения зданий и поражения растительности, расходов на стирку одежды и уборку помещений, на создание искусственного освещения и многих других причин. Это обстоятельство само по себе служит оправданием для некоторых форм (не обязательно в виде налогообложения) государственного вмешательства в рыночную сферу, в которой стоимость подавления воздушного загрязнения не трансформируется в стоимость продукта.

       В самом широком смысле величина налога вытекает из выводов анализа затраты – выигрыш и может быть, в принципе, определена исходя из рис. 1.

     Однако по существу больших экономических эффект вследствие введения налога, по крайней мере, в индивидуальном случае должен снизить кривую предельной стоимости таим образом привести к повышению качества атмосферного воздуха. В более узком смысле при установлении стандартов качества атмосферного воздуха налогообложение следует рассматривать как подход, учитывающий эффективность затрат для достижения требуемого уменьшения выбросов.

      Наиболее однозначная модель реакции источника выбросов на его налогообложение характеризуется тем, что выбросы будут уменьшаться таким образом, при котором уменьшается чистая (после уплаты налогов) величина суммарных затрат. Как вытекает из рассмотрения рис. 2, такая точка образуется когда предельные затраты на уменьшение выбросов равны величине налога Т. Представленная на рисунке область ОАВ отображает суммарные затраты (существующую величину) на стратегию подавления, а область АВСЕ – область выплаты налогов, где первоначальная (до осуществления подавления) величина выброса обозначена точкой Е, а конечная величина выброса – отрезком (А-Е). Точка А на рис. 2 может быть установлена математическим путем рассмотрения и подбора соотношения затрат на подавление выбросов к выплате налога согласно стратегии j, которая минимизирует существующую величину PVj в уравнении:

где Kj – первоначальная стоимость вложения капитала при j – ой стратегии; N – планируемый интервал времени (годы); O – маргинальная (предельная) акционерная величина подоходного налога; L – число лет, в течении которых капитал обесценивается следуя форме прямой линии; r – дополнительные вложения (стоимость) средств в промышленность; Vjn – вероятная годовая стоимость премиальной надбавки за топливо меньшего количества извлеченных материалов и др. выигрыши; Т – величина налога, куп/кг; Ejn – облагаемая налогом величина выброса в году n стратегии j.

 Не учитывая в данный момент вопрос об обложения налогами и возвращаясь к концепции четких стандартов качества атмосферного воздуха, можно отметь, что концепция права на выбросы, подлежащих продаже, возникает как экономически эффективный подход к достижению цели, т. Е. чистоты окружающего воздуха. Иными словами, когда разница между текущими и максимальными допустимыми уровнями загрязнения окружающего воздуха мала по сравнению с потребностью новых источников загрязнения в инкременте, право на загрязнение может превращаться в удобный товар для продажи .

 Компания желающая начать или расширить существующее производство в данном географическом регионе, должна разработать общую стратегию в отношении выбросов, включая альтернативные процессы и связанные с ними величины выбросов, варианты подавления загрязнения и стоимость права на выбросы. Владелец существующего источника выброса может в соответствии с установленными по согласованию пределами на выброс осуществить выбор при торговле, сравнивая стоимость дополнительного подавления выбросов на  предприятии с экономической возможностью продажи (покупки) или сдачи в аренду права на выброс, тем самым реализуя его.

Рис. 2 . Поведение источники выброс по отношению к налогу на выбросы.

             В любом случае уравнение (3) обеспечивает основу для определения переломной (критической) точки, определяющей альтернативу помещения капитала в оборудование для подавления выбросов действующего предприятия или же в покупку (продажу) права на выбросы.

            В этом случае член TEjn в уравнении (3) мог бы служить показателем безубыточной стоимости Права на выбросы.

            Имеется, таким образом, двойственность между подходами, связанными с налогообложением  выбросов  и организацией сбыта права на выброс. Первый из них воплощает в себе, безусловно, направленность стандарта качества атмосферного воздуха, так как, по-видимому, налог может быть установлен на достаточно высоком уровне, чтобы побудить пойти по пути уменьшения выбросов; второй подход может быть оценен на уровне, отражающем различие между существующими и максимально допустимыми значениями выбросов.

            Использование политики налогообложения для достижения чисты атмосферного воздуха может быть затруднено, так как такая политика должна предусмотреть реакцию владельца источников выбросов к данной величине налогов Т. С другой стороны, установление максимально допустимого предела на выброс, полученного на основе желаемых уровней качестве атмосферного воздуха, и включение механизма свободного рынка, реализуемого через право на выброс, для частного сектора является наиболее прямым и предсказуемым путем нахождения эффективного по стоимости решения. Однако, в принципе система, основанная на правиле продажи выбросов, сможет дать такую же общую экономическую эффективность, как и программа налогообложения. Обе политики обеспечивают финансовую поддержку низкостоимостным, высокоэффективным процессам для уменьшения выбросов. При этом такая стратегия должно учитывает географическое место размещения для обеспечения защиты от чрезвычайно высокого локального уровня загрязнения. Практические трудности внедрения программы налогообложения, учитывающей географическое расположение предприятия, являются основной ее слабостью. В торговле правом на выброс сделки могут быть завязаны в систему разрешений или банк уменьшения выбросов  с учетом географического положения источника.

Достоинством последнего метода продажи прав на загрязнение является  то, что власти смогут контролировать то, в чем они более всего заинтересованы - общий объем загрязнения. Продажа таких прав может быть в принципе организована путем проведения аукционов, где можно было бы купить права на определенное количество выбросов на три месяца или полгода. Если же на практике окажется, что разрешенный объем выбросов слишком велик, то на следующем этапе можно его уменьшить, позволяя рынку самому сформировать новую цену, которая скорее всего окажется более высокой.

Если более приемлемым покажется первый способ о налогообложением, то целесообразно ввести период проб и ошибок, прежде чем определить размер налога, при помощи которого удастся достигнуть уровня надлежащего количества вредных выбросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Здоровье природной  среды - залог успеха любой национальной экономики. В промышленности сельском хозяйстве для достижения экологического равновесия в природе необходимо менять сам подход к решению проблем, надо формировать новый экономический основой которого должны быть не только предполагаемая прибыль, но и комплекс природоохранных смер. В Украине есть регионы, которые по своей экологической обстановке стоят в числе первых в СНГ.  И с каждым годом, как свидетельствуют экологи, обстановка там если не ухудшается,  то остается по прежнему неблагополучной. Проблему очищения окружающей среды надо решать в комплексе, не только по Украине, но и во всех сопредельных странах. Только тогда будет достигнут желаемый эффект, поскольку окружающий нас природный мир не имеет политических границ.



Джерело: http://www.ukma.edu.ua/index.php/about-us/sogodennya/prezident/meleshevich
Категорія: Dissertations / Дисертації-доповіді | Додав: Vasiljev (20.05.2015) | Автор: Федьчук А.И.
Переглядів: 720 | Теги: Azov Region, Ростов-на-Дону, Azov Academy, Dr Alexander Vasiljev, Азовский РЕГИОН (Еврорегион), Федьчук А.И., донецк, Mariupol, Мариуполь, А.В. Васильев | Рейтинг: 5.0/1 |
Всього коментарів: 0

Copyright MyCorp © 2018