Форма входу

Категорії розділу

Dissertations / Дисертації-доповіді [42]
Dissertations on public certification / Дисертація-доповідь по виконаним та друкованим роботам на правах препринту доповіді
Responses and reviews of dissertations / Відгуки та рецензії на дисертації [13]
Responses and reviews of dissertations / Відгуки офіційних рецензентів, рішення наукових семінарів, відгуки фахівців

Пошук

Наше опитування

Оцените мой сайт
Всього відповідей: 30

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Друзі сайту





Четвер, 23.01.2020, 12:20
Вітаю Вас Гість | RSS
ІНСТИТУТ ЕКОНОМІКО-СОЦІОКУЛЬТУРНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ
Головна | Реєстрація | Вхід
Dissertations / Каталог статей


Головна » Статті » Dissertations / Дисертації-доповіді

Methodological principles of the system of maintenance and rise of competition ability /Sergey Prusikov- I Part
Работа выполнена в Представительстве в Украине Академии эконо­мических наук и предпринимательской деятельности России, Отделении мировой экономики и международных экономических отношений АЭЫПД России и в "Институте экономико-социокультурных исследо­ваний" (ДФК и ДНЦ НАН Украины)

    Официальныерецензенты - доктор коммерции УШКАЛОВ В.Е.
                                                    доктор коммерции, член-корр. Технической академии 
                                                    Украины КОЗМИРИДИ К.Х.  
                                                    ДЕНИСОВ Г.М. - член-корреспондент АЭНПД России,
                                                    доктор коммерции

Ведущая организация   -    "Институт экономико-социокультурных исследований"
 (ДФК и ДНЦ НАН Украины)

     Научный консультанты - Васильев Александр Валерьевич, академик АЭНПД России,
                                                 доктор экономических наук, с.н.с.
                                                 Васильев Валерий Александрович, доктор коммерции
                                                 АЭНДП России, кандидат экономических наук, с.н.с.
 
           Обсуждение состоится "18" октября 1996 г. в 14-00 на научном семинаре представитепьства в Украине Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России и Ученого Совета "Института экономико-социокультурных исследований" ( ДФК и ДНЦ НАН Украины) по адресу: г.Мариуполь, пл.мичмана Павлова, 10.
 
            С диссертацией в форме научного доклада можно ознакомиться в помещении Мариу­польского Отделения Института экономике -правовых исследований НАН Украины.
 
Диссертация в форме научного доклада разослана  "4" октября  І996 г.
 
        Ученый секретарь "Института экономико-социокультурных исследований"     
                                                                                                                            М.Г.Тузовская
 
1. Общая характеристика работы
         Актуальность и обоснование исследуемой проблемы. Процессы адаптации систем хозяйствования стран СНГ к сло­жившимся системам хозяйствования в Западной Европе и Америке реализуются в сохраняющихся условиях геополитического противо­стояния, что обусловливает их неустойчивый характер, на грани соци­ально-экономической нестабильности. Положение настолько сложное, что в научных кругах скорее говорят о выживании и сохранении на са­мом низком уровне производственной инфраструктуры, чем о сохране­нии конкурентоспособности или даже о ее повышении.
       Но предметом нашего исследования является отрасль, которая обречена на свертывание, в случае потери конкурентоспособности. Майкл Портер разделяет бытующее в развитых странах мнение, что "во многих странах отрасли промышленности, наиболее сильно кон­тролируемые государством, в большинстве случаев не имеют успеха на международном рынке".(Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. Под ред. и с предисл. ВД. Шепшины, — М. : Межд. ота, 1993. — с. 22.) Но возможно ли ослабить государственный контроль да морском транспорте? Опыт перехода на новую систему взаимоотношений Азовского морского пароходства с государством (заключение арендного договора) говорит о реальной возможности осуществлять позитивные шаги даже в условиях так называемого гло­бального реформирования экономики в Украине и в Российской Феде­рации.
      Однако мы поддерживаем и бытующее в экономических школах Запада мнение, что "залогом успеха на мировом рынке являются целе­вой подход, протекционизм, поощрение экспорта и предоставление субсидий" (Там же - с.22). Морской транспорт относится к отрасли, которая непосредственно связана с международной торговлей, а последняя, но мне­нию Кэмпбелла Р. Макконнелла и Стэнли Л. Брю "более подвержена политичесому контролю"; Все это дополнительно вводит целый ряд не четко определенных факторов, увеличивающих общую неопределен­ность в прогнозировании результатов производственно-хозяйственной деятельности пароходств в условиях стагляции и вялости экономиче­ского роста развитых стран (Казахов А.П., Карчевсхий П.А. Реферат-дайджест учебника: К. Макконелла, С. Брю "Экономикс: Принципы, проблемы и политика" — М.:"Менеджер", 1993 — с. 16).
      То, что в настоящее время на Украине создаются условия не по­зволяющие субъектам хозяйствования собственными силами поддер­живать и обновлять основные фонды, толкает руководителей на актив­ный поиск источников инвестирования. А ведь еще И. Фишер подчер­кивал, что "кредит влияет на цены подобно деньгам (увеличение кре­дита вызывает рост цен при прочих равных условиях)" (Фишер И. Покупательная сила денег, ее определение н отношение к кредиту, проценту н кризисам. — М. Фин. Из-ио НКФСССР, 1925 — с. 178.). Тогда о какой заботе о сохранении конкурентоспособности морского транспорта со стороны государства (вынуждающего брать кредиты) можно говорить, если подобная политика ведет к увеличению тарифов? Очевидно, что такие решения принимаются при отсутствии перспектив выхода из складывающейся в экономике ситуации. И ведут к усилению инфляци­онного давления, к необоснованному увеличению задолженности пред­приятий и организации, а как следствие к резкому снижению предпри­нимательской активности во всех сферах хозяйственной деятельности. Сегодня в экономической литературе не приводится анализа психоло­гии должника-предпринимателя, вероятно, потому что ощущая себя должником (безнадежным должником) руководитель уже практически неспособен к эффективной предпринимательской деятельности. Нельзя же реалии воспроизводственного процесса заменить индексами ценно­сти бумаг фондового рынка, понуждая субъектов хозяйствовании к спекулятивным акциям. Но даже устранение противоречивости управлен­ческих решений не сделает автоматически прибыльными все предпри­ятия и не обновит основные фонды флота Проблема поиска надежного инвестора стояла и будет стоять перед пароходствами и Украины, и Российской Федерации, как и более общая задача - сохранение конку­рентоспособности морского транспорта
        Кто же является самым надежным инвестором? Где брать средст­ва для поддержания конкурентоспособности?
         На эти вопросы мы и стремились дать ответы в данной диссерта­ционной работе. Проанализировав отечественный и мировой опыт борьбы за конкурентные преимущества ведущих компаний, в то же время, предлагаем и свои пути решения этих актуальных проблем, ко­торые стоят не только перед морским транспортом, но и перед всеми субъектами хозяйственной деятельности при переходе к рыночным ме­тодам регулирования воспроизводства
       В этом ракурсе выполненная работа выходит далеко за рамки традиционно морской тематики и, надеемся, привлечет внимание спе­циалистов всех отраслей народного хозяйства стремящихся достойно выдержать международную конкуренцию.
 
         Цель и задачи исследования — с позиций нового методологиче­ского подхода к оценке объективно необходимых трудозатрат, разра­ботать методику сохранения конкурентоспособности морского транс­порта в условиях обострения международной конкуренции и возрас­тающей сложности воспроизводственного процесса в целом.
         Сформулированная цель требует последовательного решения следующих задач:
       1. Дать теоретико-методологический анализ основных факторов определяющих успех в международной конкуренции того или иного вида транспорта в свете современных достижений экономической мысли (И. Портер, Кемпбел Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю, В. Леонтьев, В. Терещенко, Н. Чумаченко).
       2. Обосновать приоритетность выбора основных параметров, ха­рактеризующих работоспособность и технический уровень основных фондов при выполнении прогнозных расчетов конкурентоспособности продукции и услуг.
       3. Выбрать и обосновать периодичность циклов межремонтного обслуживания для судов всех типов, эксплуатируемых в АП "Азовское морское пароходство".
      4. Разработать графики межремонтного обслуживания для всего флота АП "Азовское морское пароходство".
     5. Решить проблему инвестирования обновления флота и под­держания его конкурентоспособности за счет не подвластных конъ­юнктуре источников.
      6. Обосновать, исходя из анализа мировой практики, возмож­ность применения графиков ускоренной амортизации морского транс­порта.
       7. Доказать возможность даже в условиях социально-экономической нестабильности сохранить и повысить конкурентоспо­собность морского транспорта.
     
       Теоретико-методологической основой диссертации являются труды классиков политэкономической школы (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Ри-кардо, Дж. Миль и др.), русской экономической школы (М. Вольский, М. Туган-Барановский, С. Витте, Н. Столяров, Н. Кондратьев, В. 11см-чинов, А. Чаянов и др.), а также работы зарубежных экономистов (Н. Самуэльсон, Дж. Кларк, М. Портер, Шумпетер, А. Маршалл и др.), изу­чавшие вопросы оценки трудозатрат и результативности хозяйственной деятельности, конкурентоспособности продукции, конкурентных пре­имуществ отраслей и производств в международном масштабе, а также вопросы ценообразования, функционирования денежного и трудового рынков.
       При разработке методик сохранения и повышения конкуренто­способности морского транспорта практически анализировались ос­новные факторы определяющие успех в международной конкуренции, учитывая современные достижения экономической мысли, на основе концепции оценки объективно необходимых трудозатрат, разработан­ной Мариупольской экономической школой (доктор коммерции АЭНПД России, кэ.н. Васильев В. А и его ученики), а также работ оте­чественных специалистов в области макроэкономики (академиков НАН Украины Чумаченко Н.Г., Лукинова И.И., Алымова АН., проф. Кушлина В.И., проф. Лебедева В.Г., академика АЕН Шульги В.А. и др.) и международных экономических отношений (академиков АЭНПД Рос­сии Кириченко В.Н., Шенаева В.Н., Долгова СИ., Шмелева П. Л. и др.).
      Предметом исследования являются производственные отноше­ния, складывающиеся на морском транспорте в условиях социально-экономической нестабильности и обострения международной конку­ренции.
      Объектом исследования выбраны Черноморское морское паро­ходство и Азовское морское пароходство, а также все типы судов Азовского морского пароходства (пассажирские, сухогрузы общего на­значения, лесовозы, контейнерные, навалочные для перевозки массо­вых грузов, нефтеналивные, промысловые, буксиры).
 
     Научная новизна результатов исследований. На осноеє теоретико-методологического анализа воспроизведетвенных процессов на морском транспорте, исходя из концепции соот­ветствия трудовых стоимостей объективно необходимым затратам, разработан качественно новый методологический подход к сохране­нию и развитию конкурентоспособности морского транспорта Он раскрывает специфические особенности обновления основ­ных средств флота в условиях фактической дезинтеграции управления на морском транспорте, предусматривая ориентацию на собственные силы за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности.
         Научная новизна системы сохранения конкурентоспособности заключается в:
        - основании целесообразности использования теории факторов (М. Портер) для выбора путей сохранения и развития конкурентоспособ­ности флота;
       - раскрытии опасности замедления в развитии конкурентных преиму­ществ и стагнации экономики на стадии факторов;
       - определении приоритетной значимости науки и технологии в систе­ме факторов, определяющих успех в международной конкуренции;
       - раскрытии перспективности проведения обоснованных реорганиза­ций структуры управления и распределения ответственности на мор­ском транспорте (акционирование, переход на арендные отношения и т.п.);
     - расширении представлений о возможностях социальной инфраструк­туры для сохранения стабильности коллектива и повышения его профессионально-квалификационного уровня для сохранения пози­ций на мировом рынке;
   - принципиально новом подходе к выбору перспективных источников инвестирования в морской транспорт;
       - разработке методики выбора и расчета основных параметров, харак­теризующих работоспособность и технический уровень основных фондов;
       - обосновании и расчете периодичности циклов межремонтного об­служивания для судов всех типов, эксплуатируемых в АП "Азовское морское пароходство";
      - разработке методики составления графиков межремонтного обслу­живания для флота Украины и Российской Федерации;
      - доказательно показана возможность даже в условиях социально-экономической нестабильности сохранить и повысить конкуренто­способность морского транспорта.
 
         Апробация результатов исследований. Основными формами апробации научных результатов являются: отчеты по результатам выполненных договорных исследований, докла­ды, препринты и монографии, которые рецензировались отделами, секциями и Учеными Советами Института экономико-правовых иссле­дований НАН Украины, "Института экономико-социокультурных ис­следований" (Донецкий фонд культуры и ДНЦ НАН Украины).
       Практическое использование результатов исследований нашли в работе АП "Азовское морское пароходство" и могут дать реальный экономический эффект при внедрении в деятельность практически всех пароходств и судоходных компаний Российской Федерации и Украины.
    Основные результаты исследований были доложены на первом этапе Международного научно-координационного совещания "Морехозяйственный комплекс и экосистема Азовского моря" (21-23 июня 1995 г. в г. Мариуполе) и на научно-практической конференции "Социально-экономические проблемы портово-промышленных горо­дов Приазовья" (в г. Мариуполе, 21-23 июня 1995 г.) и нашли отраже­ние в принятых рекомендациях.
       Анализ перспектив решения основных проблем морского транс­порта практически на принципах самофинансирования открывает принципиально новые возможности для решения широкого комплекса региональных социально-экономических и экологических проблем. Это фактически создаст условия для подъема экономики Украины и Рос­сийской Федерации с опорой на приморские города, следуя сложив­шейся мировой практике (Бродель, 1989 г.).
     Поэтому результаты исследований явились основанием для под­готовки предложений Государственной Думе Российской Федерации и Кабинету Министров Украины по созданию Азовского Региона, кото­рые были одобрены и поддержаны Президиумом Академии экономи­ческих наук и предпринимательской деятельности России 1 декабря 1995 г.
 
          II Теоретико-методологические аспекты сохранения и повышения конкурентоспособности.
 
       Специалисты в Западной Европе считают, что центральной эко­номической проблемой каждой страны должно быть достижение от­раслями ее промышленности высокой конкурентоспособности и высо­кой производительности. Соглашаясь с первым, мы считаем правиль­ным ставить проблему производительности шире и говорить о повы­шении результативности, как о системе интегральных показателей от­ражающих более полно функционирование сферы услуг.
       Украина, как молодое независимое государство, сталкивается се­годня с целым комплексом проблем в своем движении к высокому уровню конкурентоспособности и результативности. Эти проблемы можно выразить, как перечень вопросов, стоящих перед страной и об­разующих ее национальные приоритеты.
        Если характеризовать коротко, то по определению американских политологов (Москва, 1991 г.) Украина, как и Российская Федерация, являются типичными индустриально развитыми отсталыми странами, а не просто отсталыми, что ставит их на первый уровень экономического развития в соответствии с предложенной Майклом Портером класси­фикацией.(М. Портер. Указ. соч. — с. 586.; И.В. Бестужев-Лада. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целен общества. — М.: Наука. 1987; Социальные показателя образа жизни советского общества / Отв. ред. Бестужев-Лада И.В. — М.: Наука. 1980.) 
      В экономической литературе проблемы развития освещены не­достаточно6 и преимущественно уделяется внимание процессу движе­ния экономики от аграрной к индустриальной (С.В. Емельянов, ЭЛ. Наппельбаум, Системы, целенаправленность, рефлексия. — в кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. — М: Наука. 1981.; И.А. Стассман. Инфор­мация в век электроники. — M.: Экономика, 1987.), а в западной литературе — и к постиндустриальным стадиям. Совершенно не введены в науч­ный оборот фундаментальные работы русской экономической школы (М. Вольский, Ш. Гарние, В. Дмитриев, М. Туган-Барановский и др.), которые давали объемную с глубоким социально-экономическим ана­лизом картину доминирующих тенденций при трансформации эконо­мики России в XIX веке. Их работы, как мы увидим, дают возможность по новому взглянуть на многие современные процессы.
     Но мы пока ставим перед собой иную более узкую задачу, а именно проанализировать за счет каких основных факторов экономика Украины, в частности, может обеспечить сохранение и даже развитие конкурентоспособности морского транспорта. Но начинать рассматри­вать данную проблему изолированно нельзя — необходимо оценить общую картину.
     Очевидно, что экономический рост зависит от эффективности использования национальных ресурсов, определяя результативность труда в отраслях и сегментах народного хозяйства, в которых предприятия и организации смогут успешно конкурировать. Любая националь­ная экономика, и Украина не является исключением, имеет целый ряд отраслей, обладающих различными ресурсами повышения своей кон­курентоспособности. Если даже в США и Германии, имеются отрасли, сохраняющие свои позиции в конкурентной борьбе исключительно благодаря природным богатствам, то украина просто обязана исполь­зовать ресурсный потенциал.
      Сейчас экономика Украины вступает в период, в течение которо­го могут быть заложены основы будущего перехода от развития факто­ров производства к инвестиционному периоду и периоду нововведения (рис. 1). Пресс нерешенных ранее в масштабе СССР проблем лег на молодое национальное государство, промышленный потенциал которо­го ориентирован на емкий, но не устойчивый рынок Российской Феде­рации. Одновременно на Украине необходимо осуществлять комплекс­ную реструктуризацию в промышленных мегаполисах, обеспечивая ус­тойчивость усложняемой социальной структуры общества и конкурен­тоспособность традиционно развитых в индустриальном государстве отраслей.
     Во многих областях украинской экономики имеются основопола­гающие преимущества (вопреки широко рекламированному отстава­нию), такие как уровень инженерного образования, исключительное трудолюбие и непритязательность специалистов. Однако физически и морально устаревший парк основных фондов создает для руководите­лей и предпринимателей практически во всех отраслях народного хо­зяйства труднопреодолимые препятствия, не позволяя соблюдать об­щеевропейские стандарты. И сегодня Украина стоит перед необходи­мостью развивать конкуренцию на основе факторов производства, то есть на так называемой первой стадии развития конкурентоспособно­сти национальной экономики, но с некоторыми отступлениями, учитывая уровень развития оборонного комплекса.



Джерело: http://www.cic-wsc.org
Категорія: Dissertations / Дисертації-доповіді | Додав: Vasiljev (28.01.2011) | Автор: Сергей Викторович Прусиков
Переглядів: 1180 | Коментарі: 1 | Теги: S.V. Prusikov, N.G.Chumachenko, Campbell McOnnell, Stanly L.Brew, Dr Valery Vasiljev, M.Porter, W.W.Leontjef, A.Vasiljev | Рейтинг: 5.0/1 |
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2020